Блог «Уральский бухгалтер»

Наличка в бизнесе. Простой алгоритм обоснования использования наличных средств

Вредные советы В помощь предпринимателям
Очередной вредный совет от диванных экспертов покорил своей безапелляционностью:
“Рассчитались с поставщиком наличными в сумме, превышающей установленный лимит?
Срок давности по этому нарушению всего 2 месяца. Срок прошел и вам ничего не грозит!”

А как на самом деле?
На самом деле все ваши расчеты с поставщиками с использованием наличных средств налоговая считает “схемой”. А значит задачей бизнеса является убедить инспекторов  в обратном.

Лимит расчетов наличными средствами между компаниями и ИП ограничен формулой:

1 договор = 100 тыс. руб.


За превышение этой суммы ФНС, согласно КоАП, имеет право оштрафовать организацию/ руководителя на сумму до 50 тыс. руб.

Право это, реально, действует только 2 месяца со дня нарушения. 
НО! Админ штраф далеко не самое модная операция фискалов.

Нарушение лимита - это привлечение внимания налоговиков к вашей деятельности.

При выявлении подобных нарушений, ФНС прилагает все силы на достижение куда более масштабной цели:
  1. снять расходы/ НДС,
  2. доначислить налог на прибыль/ НДС/ упрощенный налог (доходы минус расходы),
  3. начислить штрафы /пени,
причем, с полной суммы такого договора.

Чтобы не дать инспекторам развернуться в своих желаниях, #УБрекомендует следующий алгоритм проведения расчетов наличными:
  1.   Проверить поставщика и убедиться, что это реально существующая на рынке компания/ ИП. 
Обязанность “должной осмотрительности в проверке контрагентов” лежит на компании/ ИП плательщике. 
О необходимых шагах по проверке контрагента читайте здесь

  2.   Прописать в договоре возможность/ право проведения расчетов в наличной форме.

  3.   Обосновать экономическую целесообразность расчета наличными средствами.
Например, прописать в договоре условие, что 
  • при предоплате по безналу, поставка товаров/ оказание услуг производится в течение 10 дней, а 
  • при наличной оплате - в течение 1-2 дней.

Или, например, прописать в договоре, что цена за товар/ услугу при оплате наличными ниже, чем при оплате по безналичному расчету.

   4.   Документально подтвердить операцию и провести по бухгалтерии:
  • выдачу денежных средств подотчетному лицу (РКО),
  • отчет подотчетного лица по полученным средствам (авансовый отчет с кассовым чеком.  #УБрекомендует чек проверить на реальность. Это можно сделать на сайте nalog.ru)
  • получение товара/ услуги (счет-фактура, приходная накладная/ акт выполненных работ).

Этот алгоритм в 4 довольно простых шага #УБрекомендует применять к проведению всех договоров с расчетом в наличной форме. Этим вы легко избавитесь от обвинений в применении “схем”.
А вот превышать установленный лимит при подобных операциях #УБрекомендует избегать - повышенное внимания ФНС бизнесу не помощник.

Остались вопросы? Нужна консультация?
Пишите. Звоните.
Контакты для связи:
+7 999 589 44 09
zakaz@uralbuh.ru
uralbuh.ru