Блог «Уральский бухгалтер»

Платформа ЗСК. Первые итоги работы

Новости для бизнеса Экспертное мнение В помощь предпринимателям
Платформа “Знай своего клиента" заточена отслеживать и жестко пресекать его сомнительные связи.
Из-за транзакции в адрес партнера из "Красного" сектора этот самый клиент может запросто получить титул “высокорискового”, а вместе с титулом и полную блокировку.

Несмотря на то, что за последние несколько лет предприниматели привыкли к практике “ответить за контрагента”, и для большинства компаний “должная осмотрительность” стала привычным занятием, досаду предпринимателей вызывает тот факт, что они не имеют прямого доступа к информации о статусе (цвете) контрагента по версии ЗСК.

Уровни риска, установленные регулятором - это закрытая на сегодня информация.

Хорошей новостью является обещание Центробанка сделать платформу ЗСК открытой для налогоплательщиков, и любой предприниматель сможет зайти на сайт и проверить “колор” потенциального контрагента. 
Функцию “открытость и доступность” планируется запустить уже в первом полугодии 2023 года.

Итоги работы за 2  месяца

   1.  Красная сектор (высокорисковые организации и ИП)
Уральский бухгалтер на сегодняшний день не может подтвердить факт попадания в высокорисковую зону хотя бы одной реально работающей компаний.
Что касается банков, то этот сектор они отрабатывают жестко.
Если в Желтом и Зеленом секторах банки  отказывают в транзакциях и запрашивают документы по операциям, то представителей Красного сектора сразу блокируют.

   2.  Желтый сектор (организации и ИП со средним риском)
В этот сектор попали представители бизнеса умеренно миксующие реальные бизнес-операции, серую оптимизацию НДС и так называемый “обнал”.

В Желтом и Зеленом секторах довольно часто встречаются  компании- хамеленоны, чей цвет меняется практически каждый день.  
Вот такая частота миграции со сменой уровня риска скорее всего является системной технической ошибкой.
Если “Красных” клиентов банки блокируют, то за деятельностью “Желтых” внимательно наблюдают.

   3.  Зеленый сектор (низкорисковые организации и ИП)
Не сбылись страшилки диванных экспертов о том, что в зеленый цвет окрасят лишь компании/ИП, которые никогда не попадали под штрафы/санкции ФНС/ЦБ. 
По факту, в этом секторе комфортно расположились даже представители бизнеса ранее мелькавшие в списках  “Отказники по 550-П/639-П” и межбанковских “Черных списках”. Отказы по операциям со ссылкой на Закон ФЗ-115 не помешали предпринимателям оставаться в удобной Зеленой зоне.
При этом Зеленый цвет не гарантирует вам неприкосновенность. Запросы и отказы банков остаются в силе, хотя их реально стало меньше.

Пока предприниматели не могут узнавать степень риска партнера напрямую через сайт регулятора, #УБрекомендует  2 простых правила:

   1.  Планируете реальную сделку? 
Убедитесь, что вашему контакту не присвоен красный уровень риска. 
Открытые источники дадут вам информацию о его бизнес-деятельности. 
Реальность компании легко подтверждается такими данными, как наличие площадей, мощностей, штата и пр. Пошаговый алгоритм проверки здесь  . “Живая” компания с вероятностью 99,99% НЕ входит в Красный сектор.

   2.  Рассчитываете оптимизироваться по НДС или “обналиться” и выбрали для этого контору в светло серых тонах? 
Даже самый устойчивый “флагман” цепочки может завтра очутиться в Красном секторе с полной блокировкой счетов. Чтобы не потерять при таком повороте свои деньги, рекомендуется  проверять получателя в день оплаты, т.к. цветовая гамма рисков  на Платформе обновляется ежедневно.

Напоминаем, что официально Платформа заработала с 1 июля 2022 года, а 6 предыдущих месяцев она функционировала в тестовом режиме. 
За этот период банки успели создать систему контроля проверки контрагентов и сформировать так называемые “антиотмывочные отделы”. 
Протокол проверок в автоматическом режиме сверяет наличие планируемого получателя по всем межбанковским “черным спискам, базам ФНС, арбитража и пр. 
В случае обнаружения сомнительного получателя средств, банк блокирует операцию/ счет.

А что же делать бизнесу в случае необходимости серьезной проверки контрагента, ведь столь широких возможностей у налогоплательщика попросту нет?
Подробный механизм самостоятельной проверки контрагента  приведен здесь

Если же вы нуждаетесь в более развернутой информации 
с экспертными выкладками - пишите, звоните.
Налоговые консультанты проведут проверку по “отказным” спискам 550-П/639-П, укажут степень (цвет) и 
обоснование риска по мнению ЗСК.

Контакты для связи:
+7 999 589 44 09
zakaz@uralbuh.ru
uralbuh.ru