Блог «Уральский бухгалтер»

Кто и как ворует на предприятии?

В помощь предпринимателям Вопрос-ответ
Тема воровства в компании - тема неприятная, но актуальная.
Практически каждый аудит выявляет системные хищения.
Статистика называет ежегодные цифры воровства на предприятиях в границах 10% от прибыли, на нашей же практике потери значительно выше.
В среднем на 10% наши специалисты увеличивают прибыль только за счет наведения порядка в складском учете. За счет расширения контроля на бухгалтерию, отделы закупок и продаж, прибыль увеличивается до 20%.

Кто и как ворует на предприятии?

При отсутствии должного контроля приворовывать могут все, начиная от уборщицы, уносящей домой моющие средства и заканчивая главным бухгалтером, уводящим из компании нешуточные средства.
Для иллюстрации:
Предприятие изготавливает под заказ металлические конструкции.
  • Сговор на уровне сотрудников отдела заказов, склада и бухгалтерии обошелся компании в 52 млн. рублей.
Склад отгружал «налево» комплектующие, отдел заказов и бухгалтерия расписывали украденные материалы по выполненным заказам.
Прибыль падала, а главный бухгалтер объяснял снижение доходов кризисом.
  • Отдел закупок также не остался в стороне и в партнерстве с бухгалтерией избегал прямых поставок и закупал комплектующие у посредников. Ущерб от закупок по завышенным ценам составил около 9 млн. рублей.
А знаете как это прокомментировал главный бухгалтер? «… это раньше работало доверие, но раньше и ипотек не было…»
Приведенным примером хочу акцентировать внимание, что при должном построении бизнес-процессов подобная ситуация попросту бы не смогла произойти.
Лозунг «доверяй, но проверяй» актуален и сегодня. Поэтому для спокойной и размеренной работы компании необходимо разделять исполнительские функции сотрудников и функции контроля.
Приведу еще один пример.
Уже на первых шагах аудита выявилось, что не идут сверки со всеми !! крупными поставщиками.
  • бБухгалтер особо не утруждался «закручиванием схем» - она попросту дублировала в 1С существующие накладные,
  • оприходовала товар на склад, а
  • платежи по таким накладным проводила как оплату за товар, но на свои фирмы.
Объединение в одних ловких ручках бухгалтера 2-х функций (контроль и исполнение) в сочетании с излишним доверием руководителя спровоцировали системное воровство.

ТОП-5 краж на предприятии

По внутренней статистике УБ пальму первенства в хищениях удерживают:
1. Бухгалтерские аферы
Сложные схемы хищений становятся редкостью, наиболее распространенные шалости бухгалтеров сводятся к:
  • Переводу средств на подставные фирмы,
  • Выплате з/п «мертвым душам»,
  • Сговору с сотрудниками других отделов.
Зеленый свет таким шалостям дает доверие руководства и его нежелание вникать в работу бухгалтерии.
2. Махинации отдела закупок
Схема проста: менеджеры за «личный интерес» проталкивают закупки по завышенным ценам.
Способствует такой схеме отсутствие контроля за средними ценами по региону.
3. Кража информации
Увод базы данных / клиентских баз больно бьет по конкурентноспособности компании, к тому же за недолжное хранение личных данным можно получить увесистый штраф.
Базы, как правило, крадут сотрудники с целью использовать их на новом месте работы, но случаются и происки интриги конкурентов
4. Хищение товаров/ материалов
При отсутствии учета на складах, сотрудники сеют возможность воровства. Чаще всего воруют при приемке/ фасовке.
5. Мелкое воровство
Такие кражи не наносят значительного финансового урона, но подают сотрудникам команду «можно», а безнаказанность воровства провоцирует его больший размах. Поэтому даже исчезнувший калькулятор должен вызвать реакцию руководства

Как противостоять воровству на предприятии

Организация учета и контроля максимально снижает риски воровства.
Чтобы обезопасить бизнес от хищений #УБрекомендует:
1. Разделить бизнес-процессы. Функции исполнения и контроля не должны оставаться в одних руках.
Контроль закупочных цен не может оставаться за отделом закупок, платежи с расчетного счета необходимо контролировать руководителю и т.д.
2. Настроить автоматизированный учет
Учет значительно повысит контроль имущества в компании и снизит риски воровства. Как уже говорилось выше только на автоматизации учета запасов УБ увеличивает своим клиентам прибыль до 10%.
Бонусом автоматизация дает возможность экономии - как минимум 2-3 должности из штатного расписания можно будет сократить.
3. Создать систему контроля
Видеонаблюдение и системы борьбы с утечкой данных в среднем на 75% снижают случаи воровства сотрудниками. Даже такое простое правила, как не предоставлять менеджеру/ бухгалтеру прав администратора 1С снизит риск увода базы данных
4. Проверка сотрудников
Этот пункт касается как претендентов, так и действующих сотрудников.
В идеале, когда этими вопросами занимается служба безопасности, но можно возложить эту функцию на отдел кадров.
Обязательно проверять потенциальных соискателей по месту предыдущей работы - всегда проще отказать в приеме на работу, чем уволить недобросовестного сотрудника.
Подбор персонала можно доверить кадровым агентствам - их службы умеют выявлять и отсеивать лиц, склонных, например, к азартным играм или наркотикам.
Что касается собственных сотрудников, то у кадровиков должна быть информация по «личным обстоятельствам» сотрудников
  • имеющих крупные кредиты/ займы/ долги,
  • недовольных оплатой/ условиями труда,
  • увольняющихся.
Это даст возможность своевременно отреагировать на попытки хищений.

Хотите предотвратить воровство в вашей компании? Обращайтесь!
Уральский бухгалтер поможет настроить прозрачный финансовый учет, свести на нет возможность хищений.
Заявку на консультацию можно отправить сообщением или позвонить нам по телефону.
Контакты для связи:
+7 999 589 44 09