Блог «Уральский бухгалтер»

В каких случаях возможно оспорить риск ЗСК?

В помощь предпринимателям
Реклама все чаще стала подсовывать бойкие предложение на тему “оспорим ваш высокий риск от ЦБ быстро и недорого” - очередной мыльный пузырь. Если бы этот вопрос можно было решить в режиме “быстро и недорого” он не превращался бы в проблему для бизнеса.

Результатом обращения в подобные конторы становится официальный отказ в реабилитации плюс потеря средств и времени.

Уровни риска ЗСК


Каждый клиент банка получает 2 уровня риска:
  • Уровень риска от Центробанка и
  • Уровень риска от обслуживающего банка.

Обе эти структуры подразделяют все организации и ИП на 3 уровня риска совершения подозрительных операций:
  • низкий,
  • средний и
  • высокий.

ЦБ ежедневно обновляет информацию о присвоенной налогоплательщикам группе риска, а банки загружают эти данные в свои базы.

Обслуживающие банки присваивают/ обновляют своим клиентам уровень риска (низкий, средний, высокий), согласно внутреннему порядку.

Банки сверяют свою оценку с предоставленной Центробанком и получают определенную комбинацию из показателей. Уровень риска клиенту определяет каждый из банков. Порядок и сроки пересмотра уровней рисков своих клиентов каждый банк определяет самостоятельно. В случае, если налогоплательщик обслуживается в разных банках, то и оценок может быть несколько.

ЦБ определяет свою оценку риска лишь как вспомогательную и настаивает, что согласно ФЗ-115 банки оценивают клиента по совокупности факторов и принимают решение самостоятельно.

Другими словами ЦБ указывает на то, что для блокировки счета нужны более веские и аргументированные причины чем уровень риска, присвоенный Центробанком. Причем сформулировать основания блокировки должен именно обслуживающи банк.

Какое решение оспорить возможно?


Оспорить и снизить уровень риска ЗСК возможно в единственном случае:
  • ЦБ и обслуживающий банк признали своего клиента высокорисковым,
  • Банк письменно известил клиента (согласно п. 5 ст. 7.7 Закона ФЗ-115) о применении к нему мер.

В этом случае возможно оспорить применение мер банком по п. 5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ, предоставив кипу объяснений и подтверждающих документов

Если это вам удалось, то алгоритмы ЦБ автоматически понижают уровень риска в своих базах и выдают распоряжение обслуживающему банку снизить уровень риска клиента в течение суток.

Подчеркиваю, что оспаривается не сам факт отнесения компании/ ИП к группе высокого риска, а оспаривается применение мер банком (блокировка)

Что же оспорить не получится?


Не получиться оспорить средний уровень риска.
Его можно изменить на низкий лишь автоматически. Для этого нужно убрать основания для подобной оценки, т.е. отказаться от проведения сомнительных платежей, таких как:
  • транзакции в пользу подозрительных контрагентов,
  • регулярное снятие наличных средств через корпоративные карты,
  • транзитные операции и пр.

Обращаю ваше внимание на то, что вопреки обещаниям рекламы, в этом случае в ответ на свою жалобу клиент получит лишь развернутое обоснование отказа.

Обращение в суд так же не даст положительного результата - в законе и подзаконных актах есть прямое указание на то, что оспорить возможно лишь применение меры по п.5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ