Блог «Уральский бухгалтер»

Селлеры: особенности работы на маркетплейсах

Экспертное мнение В помощь предпринимателям
“Хотите работать всего 2-3 часа в день и при этом иметь доход от 100 тыс. рублей? Это просто! Мы научим работать на маркетплейсах и будет счастье всей семье!”
Подобная реклама показывает красивую жизнь продавцов на Wildberries, Ozon, AliExpress и пр. площадках и тактично умалчивает о необходимости “пахать” не только в направлении продаж, а в ведении учета своей деятельности.
“Все происходит автоматически, нужно просто заплатить 6% с дохода, ведение учета не нужно!”
Увы, это лишь красивый слоган.
В итоге, внушительный процент предпринимателей заканчивает торговлю на Площадке со значительными налоговыми проблемами. Сегодня поговорим о том, как этих проблем избежать и удержаться на рынке.
Основной сценарий новичков: “зарегистрировать ООО или ИП (чаще ИП) и приступить к “раскрутке” карточки часто завершается получением налогового Требования.
Если еще пару лет назад такие Требования (объяснить и доплатить со штрафами и пени) были редкостью, то в 2024 году - это стандартная практика.

Взаимосвязь налоговой и маркетплейсов.

Сегодня торговые площадки в автоматическом режиме передают отчеты о продажах в налоговую инспекцию.
В таком же автоматическом режиме, алгоритмы сверяют цифры отчетов маркетплейсов с цифрами налоговых деклараций предпринимателей.
Практика - 2024 показала, что даже небольшие расхождения в 200-300 рублей становятся причиной появления налогового Требования.

Причина расхождений

Основной причиной расхождений для начинающих селлеров становится отражение доходов по банковской выписке, а не по отчету о продажах из личного кабинета.
На встречах с предпринимателями часто слышу вопрос: “почему я должен платить налоги с завышенной на 25% базы? Я же получил 10 000 рублей, а налог должен заплатить с 12 500?”
Короткий ответ - потому, что так написано в Законе.
Подробный ответ:
✧ Вы продаете товар, например, стол оценен в 12500 рублей;
✧ Покупатель этот стол за 12500 рублей купил;
✧ Маркетплейс выступает посредником при продаже и работает по агентскому договору (за 25% стоимости);
✧ В теории: вы получаете 12500 рублей, и несете расходы на посредника - оплачиваете ему его процент - 2500 рублей;
✧ Технически, просто удалена лишняя операция по переводу средств и МП оставляет себе свой процент. МП проводит зачет взаимных требований, по смыслу - вы признаете, что 2500 - ваш расход и доход МП, который вы договорились в ЛК МП не переводить по банку. НО эта сумма не уменьшает ваш доход! Вашей базой для налогообложения выступает полная сумма продажи стола.
По такой же логике рассчитывается НДФЛ (для ИП на общей системе налогообложения) и налог на прибыль для ООО и налог при УСН (доходы минус расходы).
Расхождение в 25% за год-два легко приводит к серьезным суммам доначислений, пени и штрафов.
#УБрекомендует закладывать процент комиссии Площадки на этапе формирования цен, т.е. ваша финмодель должна выстраиваться с учетом комиссии, в противном случае вам грозит уйти в убытки.

ООО или ИП?

Обучающие курсы по работе на маркетплейсах рекомендуют сразу открывать ООО и активно продавать.
Обосновывают такой выбор тем, что:
✧ ИП несет неограниченную ответственность, т.е. рискует своим имуществом, а ООО лишь размером уставного капитала;
✧ отсутствует возможность переоформить карточку МП с ИП на ООО;
✧ ООО с раскрученной карточкой рентабельно продать как готовый бизнес.
Наш опыт работы с предпринимателями-новичками на МП говорит о том, что рентабельным становится ООО лишь у тех, у кого наработан опыт продаж на МП.
Наработанным опытом можно считать успешную раскрутку 3-5 карточек без привлечения внимания налоговиков.
Крайне сложно входить в новое дело с усиленной налоговой нагрузкой.
✧ ООО - это больше налогов, больше расходов, сложнее учет и выше риски.
✧ ИП - ниже расходы, меньше ограничений нет дополнительного налога на вывод прибыли (дивидендов)

Ведение учета

Учет необходим в любом бизнесе.
Даже если рассматривать ИП на УСН 6% - не получится работать с товаркой без
складского учета в разрезе номенклатуры товара, количества, цены местонахождения (ваш склад или склад МП);
✧ учета обязательств в разрезе налогов, поставщиков, покупателей (потеря товара на МП - ситуация частая, без учета что и сколько потеряно вам нечего будет предъявить Площадке);
учета возврата в разрезе перерасчета комиссии и корректировок в складском учете и пр.
Без должного учета не получится эффективно управлять продажами. Вы должны иметь четкие цифры оборачиваемости:
✧ какие товары ликвидны, а какие нет,
✧ какие товары продаются быстро и с хорошей наценкой, а какие зависают надолго, даже при небольшой марже.
Если для ИП обязателен только налоговый учет, то это не повод расслабляться. Нужно иметь все входящие и исходящие документы, чтобы иметь возможность ответить на Требование налоговой. Кроме того, если вы не ведете товарный учет - вы не владеете информацией,например, вывести вовремя товар с площадки. Не видите, что уходите в минус по определенной категории…
Для ООО обязательным, кроме налогового, является бухгалтерский учет и обойтись без толкового бухгалтера не получится. Ну или получится, но только потом придется восстановить период, когда было не до учета.
По информации самих Маркетлейсов только 5% торгующих на площадках предпринимателей работают с прибылью и работают с площадками более года.
Контакты для связи:
+7 999 589 44 09
==================
Удобнее узнавать самую актуальную информацию о бухгалтерии для бизнеса в Telegram? Подписывайтесь на наш канал
https://t.me/Sprosi_u_MariNaz