Блог «Уральский бухгалтер»

Налоговое администрирование НДФЛ. Чем грозит работодателю программный комплекс АСК ДФЛ

Экспертное мнение В помощь предпринимателям
Почти по классику: то, о чем так долго твердили налоговики, свершилось! 
Ресурс АСК ДФЛ запущен на максимально возможные обороты.

Новую систему ФНС позиционирует как аналог АСК НДС-2, который отслеживает расчеты НДФЛ/ страховых взносов и выявляет теневые зарплаты.

Базовые расчеты система проводит по сведениям из отчетности компаний и ИП, а также по информации “дружественных” ФНС ведомств.

В список обрабатываемой системой информации входят данные от:
  • 2-НДФЛ, 
  • РСВ, 
  • приложения к декларации по налогу на прибыль, 
  • 3-НДФЛ, 
  • декларации по УСН,
  • Росреестра (сведения о переходе права собственности на недвижимость), 
  • ГИБДД (сведения о купле-продаже транспорта), 
  • приложения «Мой налог» (сведения о чеках от самозанятых).



Градация рисков


Система обрабатывает полученную информацию и присваивает работодателям степень риска. 
Другими словами все субъекты бизнеса, являющиеся налоговыми объектами окрашены системой в определенные цвета рисков.

Градация рисков в ДФЛ аналогична  АСК НДС-2: 
  • критический, 
  • высокий, 
  • средний, 
  • низкий, 
  • минимальный, 
  • отсутствие рисков, 
  • бюджетный сектор.

Для присвоения степени риска алгоритм 
  • оценивает суммы уплаченного НДФЛ и страховых взносов и
  • соизмеряет их со стартовыми значениями МРОТ и средней заработной платой по виду деятельности.

Точка расчета для разрыва - это  средняя ЗП ниже МРОТ/ ниже среднеотраслевой. 
“Доля разрыва” - на сколько процентов средняя зарплата ниже МРОТ/ ниже среднеотраслевой. 

Разрывы алгоритм рассчитывает как по компании/ИП в целом, так и по каждому из сотрудников.

От расчета этих показателей и зависит вероятность появления у налогоплательщика “письма счастья” в виде требования ФНС.

Эту вероятность можно рассчитать самостоятельно:
  • Если доля разрыва превышает 50%, то вашей компании/ИП скорее всего, уже присвоен критический уровень риска.
  • Если доля разрыва превышает 35%, то вашей компании/ИП скорее всего, в зоне высокого риска.

Чтобы попасть в “разработку” ФНС кроме доли разрыва в 35-50%% нужно суметь заинтересовать фискалов высокими суммами “недоплат”.

Так, для критического уровня обозначены границы “недобора” в бюджет суммами:
  • За 3 месяца - от  500 тыс.руб.
  • За 6 месяцев - от 1 млн.руб.
  • За 9 месяцев - от 1,5 млн.руб.
  • За 1год - от 3 млн.руб.

Границы для высокого уровня риска:
  • За 3 месяца - от  100 тыс.руб.
  • За 6 месяцев - от 200 тыс.руб.
  • За 9 месяцев - от 300 тыс.руб.
  • За 1год - от 600 тыс.руб.

Другими словами, “мелкому” работодателю не грозит в ближайшее время попасть в прицел налоговиков, даже при высоких процентах “недоплат” по НДФЛ и взносам. 

#УБрекомендует:
Если в вашей компании есть персонал с официальной зарплатой ниже  МРОТ/ ниже среднеотраслевой (например, совместители/сотрудники на полставки и пр.), иметь под рукой  письменное обоснование такому “явлению”. 
Это поможет четко обозначить законность своей позиции на заседании рабочих групп.

Что же касается широко разрекламированной функции  АСК ДФЛ по поиску “выплат в конвертах”, то официальных сведений о том как именно система будет находить таких работодателей нет.
Возможно таковыми будут считаться все налоговые агенты критического и высокого уровня рисков. Возможно планируется просто докрутить ПО.



Итоги работы АСК ДФЛ по отчетности за 2021 год


Системой произведен централизованный расчет и каждому работодателю присвоена определенная степень риска.

В результате такого расчета“территориалам” предстоит вплотную заняться группами налогоплательщиков критического и высокого риска. А значит очередная волна требований по уровню зарплат взбодрит наш бизнес.

С 3-го квартала 2022 года планируется напрямую связать зарплаты территориальных инспекторов с эффективностью их отработки по налоговым агентам с низким уровнем оплаты труда
Предполагается, таким способом достигнуть полной ликвидации критической и высокой групп рисков.

Другими словами в результате эффективной работы инспекторов на местах все работодатели 
  • поднимут заработную плату или 
  • сумеют изменить ОКВЭД для снижения базового показателя среднеотраслевой зарплаты.

Все эти планы ФНС утяжелены отсутствием реального инструмента по борьбе с теневыми зарплатами.

Доначисления инспекторов могут быть легко оспорены  в суде, т.к. у работодателя нет обязанности при оплате труда придерживаться усредненного отраслевого уровня. 

Перспективу судебному спору может дать лишь редкий случай, когда при проведении розыскных мероприятий инспекторам удается заполучить “черную” бухгалтерию по выплате конвертных зарплат.

Цель ФНС - повысить собираемость в бюджет НДФЛ и СВ вряд ли будет достигнута даже при “докрутке” АСК ДФЛ.

Причина - практически нулевая ответственность работодателя за сокрытие истинного уровня зарплат.

Ст. 199.1 УК РФ, призванная бороться со злостными неплательщиками НДФЛ абсолютно недееспособна в нынешних бизнес-реалиях. 
Ее формулировка гласит, что наказуемо лишь уклонение от уплаты НДФЛ в личных целях. Если руководитель уклонился от уплаты НДФЛ и выписал на эти деньги премию лично себе, то да, применение этой статьи вполне уместно. А вот если суммы уклонения ушли на нужды компании/ благотворительность, то  состав 199.1 УК РФ отсутствует.

Что же в итоге? 

В итоге вся отработка по повышению уровня зарплат в исполнении ФНС опять сведется к использованию инструментов давления и угроз. 
Законодательных рычагов у налоговой попросту нет.



Остались вопросы?

Звоните/пишите нам.
Проконсультируем, проведем аудит, покажем “тонкие” места вашего “зарплатного проекта” и поможет подвести под них четкую законодательную базу.
Контакты для связи:
+7 999 589 44 09
zakaz@uralbuh.ru
uralbuh.ru