Блог «Уральский бухгалтер»

Косвенные убытки бизнеса от бездействия главного бухгалтера

Экспертное мнение В помощь предпринимателям
Сотни проведенных аудитов позволили выделить тройку особо негативных последствий для бизнеса от рук бухгалтеров-ленивцев. Косвенные убытки от их бездеятельности частенько исчисляются в ежегодных миллионных потерях.

ТОП-3 бухгалтерских ошибок по суммам убытков

Первое место по суммам убытков занимает ошибка в выборе системы налогообложения.
Выбранная система может и должна меняться, если законодатели предусмотрели для бизнеса более выгодные условия.
Бухгалтер время от времени должен:
✧ пересчитывает возможную налоговую нагрузку,
✧ при вариантах работы на ОСНО, УСН, с использованием спец режимов и
✧ выбирать оптимальный.
На выбор системы влияют множество факторов, от сферы деятельности самой компании и до систем налогообложения контрагентов. Поэтому каждую модель нужно “прокрутить” отдельно с учетом всех аспектов.
Далеко не редки случаи, когда для компаний на УСН (6%), значительно снижалась налоговая нагрузка после перехода на ОСНО без НДС.
Работа по принцип “отчеты сданы своевременно, налоги рассчитаны и уплачены и на этом функция бухгалтера исчерпана” чревата серьезными суммами убытков для компании.
Второе место за ситуацией “главбух ленится искать и применять все имеющиеся законные способы оптимизации”.
Восхитительный пример, когда предприниматель из-за лени своего бухгалтера заплатил в бюджет в 100 раз больше здесь.
Законодатели радуют бизнес не только повышением налоговых ставок, а и предложениями льгот, преференций.
Но ленивый главбух отслеживает только показатели увеличения размера налогов. С ними же нет мороки - нужно просто ввести новые цифры в 1С.
Зачем грузить себя проверкой критериев соответствия своей компании тем или иным “послаблениям”, подавать заявления, общаться с налоговой и пр.
Да, компания заплатит в бюджет намного больше, чем могла бы, но на зарплате главбуха это вряд ли отразится.
Третье место занимает ситуация “Патент: бухгалтер прощелкал превышение лимита в 60 млн. рублей”.
Сама по себе ситуация простая, НО! главбух заленился дробить Патент по кварталам, и оформил годовой период.
Итогом, причем в лучшем случае, перерасчет не за квартал, в котором бизнес перешагнул допустимый лимит, а за весь год по ставкам УСН. Ущерб из-за лени бухгалтера в среднем составляет 5-6 млн. рублей.
В случае клинической лени бухгалтера (бухгалтер при оформлении Патента не позаботился о переходе на УСН), компанию ожидает перерасчет налогов за весь год по полной программе (НДС, налог на прибыль). Суммы такого пересчета часто приводят бизнес к банкротству.

Отсутствие должного документооборота

Отдельно хочется поговорить об отсутствии надлежащего документооборота. Этот фактор - основа большинства бухгалтерских ошибок.
Часто приходится слышать: “нет первичных документов, их не предоставил менеджер, отвечающий за сделку”.
В компании
✧ должен быть организован документоооборот, этот процесс
✧ должен организовать и контролировать главбух.
Если менеджер не предоставляет документы - это косяк главбуха, которые не предусмотрел реальных рычагов контроля ситуации.
Распространенная ситуация:
✧ бухгалтерия, в ожидании документов от менеджеров, накапливает входной НДС на 19 счете,
✧ суммы “накоплений” не участвуют в расчете “НДС к уплате”,
✧ компания переплачивает налог в бюджет.
В нашей практике приходилось сталкиваться с размером “накоплений” в 700 тыс. рублей. Т.е. эту сумму компания переплатила в бюджет по НДС.
Когда нет грамотного документооборота, есть искажения в учете, которые приводят к ошибкам, как в расчете налогов, так и в расчетах с контрагентами.
Например, один из последних аудитов показал невозможность взыскать 1,7 млн. рублей (даже в судебном порядке) из-за пропуска сроков исковой давности.
—-----------------
Если в ходе прочтения поста вы задумались о необходимости усиления позиции бухгалтерии - пишите, звоните.
Контакты для связи:
+7 999 589 44 09
2024-07-29 07:00