Блог «Уральский бухгалтер»

Маскировка “серых” схем

В помощь предпринимателям Вопрос-ответ
О существовании схем оптимизации всех оттенков серого знает и бизнес и налоговая.
В азартных играх оптимизации фискалы все чаще остаются в выигрыше - на стороне налоговиков автоматизация и цифровизация.
Я не сторонник применения темных схем, тем более, что действующее законодательство позволяет создать оптимальную модель ведения бизнеса и минимизировать налоги на вполне легальных способах. НО! Запросы от читателей на тему “как замаскировать” не совсем белую операцию поступают.
Итак, если уж вы по какой-то причине решились на шалости с оптимизацией, то крайне важно придерживаться четкого алгоритма подтверждения законности проведенной сделки.

Правило тройного подтверждения

Это правило требует обязательного оформления 3-х пакетов документов подтверждения: “первички”, “осмотрительности”, “легендирования”.

1. Подтверждение операции первичными документами

На каждую проведенную в вашей компании операцию у вас должны быть первичные документы, особенно это касается не слишком белых операций. “Первичка” - это база для отчетности и документы должны быть выполнены безукоризненно. Эти документы должны подтвердить реальность сделки, к ним относятся: договоры, спецификации, накладные, акты, ТТН и сопроводительные документы.
Желательно не откладывать документальное оформление, а готовить документы в момент сделки.
Во-первых, ваш контрагент через какое-то время может попросту пропасть из зоны видимости и оформление документов станет невозможным.
Во-вторых, оперативный ответ на требование налоговой, а такой возможен только при наличии под рукой готовых документов - это плюсик в глазах налогового инспектора. Напоминаю, что фискалы вправе затребовать любую “первичку” даже за пределами 3-х летнего периода.
Полезно при оформлении первичных документов вести переписку используя официальную почту контрагента, а не посредника-кешевика.
Такая переписка с вложенными файликами (договор/ заявка/ спецификация и пр.) может помочь отстоять “реальность сделки”.
Идеальным вариантом станет настройка ЭДО с контрагентом - это освободит вас от сбора подписей и печатей.

2. Подтверждение должной осмотрительности.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента лежит на вас. При проведении сделок (особенно серых) у вас должен быть подготовлен файл, подтверждающий проявление этой самой осмотрительности.
Как минимум у вас должны быть копии учредительных документов компании-контрагента и скрин сервиса проверки поставщика

3. Подтверждение легендирования.

В случае проявления интереса налоговых органов к конкретной операции у вас должны быть заранее подготовлены все ответы - тогда вы четко и быстро сможете пояснить:
  • почему вы купили этот товар,
  • почему выбрали именно этого продавца,
  • кто осуществлял доставку,
  • где товар хранился и пр.
Должны быть заблаговременно оформлены доверенности и проинструктированы задействованные лица.
Правило 3-х подтверждений имеет целью придать сделке максимально прозрачный вид.
Каждый шаг:
  • переговоры/ договоры/ переписка с поставщиком,
  • поставка товара и
  • обмен “первичкой”,
подтверждаются документами и легендированием.
Такой подход к проведению серых сделок трудоемок, зато он имеет все шансы отстоять вашу позицию в случае судебных споров.

Судебная практика

В подтверждении своих слов о важности “подтверждения сделки”, приведу пример - дело А48 - 9805/2021.
Благодаря выверенным докам компания сумела отстоять свои интересы даже в одном из самых непримиримых к предпринимательским шалостям судов - в Арбитражном Суде Центрального округа.
Суть дела:
Контрагентом оказалась простейшая “технички”, без имущества и без движения по расчетным счетами. Фискалы потирали руки и уже просчитывали внушительные суммы премиальных.
НО! Компания была готова к такому развороту событий и заранее позаботилась о качественном документальном подтверждении сделок.
Суду были представлены:
  • типовые договоры, по которым компания работала и с другими поставщиками, не вызывавшими вопросов у налоговиков,
  • счета-фактуры,
  • накладные,
  • документы, подтверждающие факт реальности перевозки - ТТН с перевозчиками были заполнены безукоризненно.
На судебных слушаниях налогоплательщик уверенно объяснил:
  • сколько и какого товара было закуплено по каждому из спорных контрагентов и
  • куда он дел товар в процессе своей обычной деятельности.
Суд не смог остаться равнодушным к столь трудолюбивому налогоплательщику. Качество и скрупулезность подготовки позиции сыграли свою решающую роль и суд полностью отменил Решение налогового органа.

Я ни в коем случае не призываю к применению “черных схем” оптимизации. Просто хочу показать, как при качественном ведении учета, компания вполне способна выбраться из-под налогового пресса без финансовых потерь.
Принимая во внимание, что налоговым инспекторам поставлена цель “найти и разоблачить” все серые схемы, я бы все же рекомендовала использовать легальные варианты снижения налоговой нагрузки.
При имеющихся у налоговой инструментах анализа и росте цен у “надежных” оптимизаторов серые схемы теряют свою привлекательность.

Если вам нужно оптимизировать имеющееся налогообложение - обращайтесь.
Проведем аудит, исправим ошибки и предложим оптимальную для вашего бизнеса систему налогообложения с учетом всех возможных преференций, минимизируем расходы и увеличим прибыль законными “белыми” методами.
Контакты для связи:
+7 999 589 44 09