Блог «Уральский бухгалтер»

Воинский учет на предприятии

В помощь предпринимателям Вопрос-ответ
Законодательством установлена обязанность для организаций всех форм собственности вести воинский учет, а в случае объявления мобилизации оказывать содействие военным комиссариатам.
При этом ответственность за эти мероприятия возложена на руководителя.
Нормативным документом, регламентирующим учет является Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 (в редакции от 25.04.2023) “об утверждении Положения о воинском учете”, в дальнейшем тексте - Положение.

Кто подлежит воинскому учету

Отделу кадров в первую очередь стоит просмотреть дела сотрудников и определиться есть ли среди них работники, воинский учет которых необходим. Если таких работников нет, то и вести воинский учет не нужно.
Воинскому учету в организации подлежат:
1. Призывники
С 1 января 2024 года меняется призывной возраст.
Со следующего года призывниками станут гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет.
В 2023 году призывной возраст - от 18 до 27 лет.
2. Военнообязанные
Граждане РФ, пребывающие в запасе. У этой категории так же есть возрастные ограничения:
Воинскому учету в организации НЕ подлежат:
  1. Освобожденные от исполнения воинской обязанности (ст.23 Закона о воинской обязанности).
  2. Проходящие военную службу.
  3. Отбывающие наказания в виде лишения свободы.
  4. Женщины, не имеющие военной учетной специальности.
  5. Граждане, постоянно проживающие за пределами РФ.
  6. Пребывающие в запасе офицеры Службы внешней разведки и ФСБ РФ.

Составляющие военного учета

Для предприятия выполнение требований Положения оборачивается увеличением учета и отчетности, ростом расходов, а так же риском штрафов.

Объем работ по ведению военного учета

1. Постановка граждан на воинский учет по месту работы (учебы)
а) проверка у граждан, принимаемых на работу, наличия и подлинности военных билетов и пр. документов;
б) заполнение учетных форм, в т.ч. сбор сведений о семейном положении, образовании и пр;
в) разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством и информирование об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) информирование военных комиссариатов (в течение 5 рабочих дней со дня выявления) об обнаруженных в документах неточностях, подделках, о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, и пр.;
2. Организация хранения информации военного учета (приказы, инструкции, правила доступа).
3. Поддержка актуальности сведений о сотрудниках, подлежащих воинскому учету
а) информирование военных комиссариатов (в течение 5 дней) о приеме (поступлении) / увольнении (отчислении) сотрудников (учащихся);
б) ответы на запросы военных комиссариатов в срок до 2-х недель;
в) проведение регулярных сверок (не реже 1 раза в год) учетных документов (смена местожительства, семейного положения и пр.), внесение сведения об изменениях и информирование о них военных комиссариатов в срок до 5 дней;
г) проведение корректировок учетных документов и снятие с военного учета сотрудников при достижении ими определенного возраста.
д) оповещение сотрудников о вызовах (повестках), и обеспечение им своевременной явки, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Штрафы за правонарушения в области воинского учета

Побудить бизнес добросовестно вести воинский учет призван Административный кодекс и его нешуточные штрафы

А как же ИП?

Ни в Положении о военном учете ни в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях ни слова не сказано об обязательном ведении воинского учета частными предпринимателями.
Со стороны законодательства требований к ИП вести воинский учет нет. НО! военные комиссариаты рассматривают абсолютно всех работодателей исполнителями требований Положения о воинском учете.
В частной беседе военком свою позицию озвучил так:
“здесь все просто:
1. есть работник призывник или запасник - надо вести учет;
2. если нет штампа на 13-й странице паспорта - на работу не брать, а отправлять в военкомат”.
Возможно, что будут внесены поправки в действующее законодательство и ИП так же нагрузят дополнительным учетом и отчетностью. Пока же каждый ИП решает самостоятельно “вести или не вести”.
—---------------
Друзья-коллеги, в Telegram заработал канал Уральского Бухгалтера.
В нем мы публикуем все самые важные новости, полезные статьи, разборы ситуаций и ответы на вопросы подписчиков.
Подписывайтесь https://t.me/Sprosi_u_MariNaz и первыми получайте “горячие” бизнес-новинки.
—---------------
Контакты для связи:
+7 999 589 44 09